Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные работы и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
|
Объем
часов
|
Формируемые компетенции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Базовый модуль с
профессионально-ориентированным содержанием
|
Раздел 1. Общая
характеристика мира
|
42
|
|
Тема 1.1 Современная
политическая карта мира
|
Cодержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 09
|
Введение. Источники географической
информации. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Источники
географической информации. Географические карты различной тематики и их
практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные
системы. «Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические группы в соцсетях, художественная литература, путеводители,
карты – их критический анализ)
Традиционные и новые методы
географических исследований. Методы современной географии.
Сравнительно-географический метод. Картографический метод.
Палеогеографический (исторический) метод. Метод географического моделирования.
Аэрокосмические методы. Метод географического прогнозирования.
Геоинформационный метод. Методы полевых исследований и наблюдений,
описательный метод, метод географического районирования
|
2
|
Политическое устройство мира. Типология
стран. Политическая география и геополитика Политическая карта мира.
Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Субъекты
политической карты мира. Суверенные государства и несамоуправляющиеся
государственные образования. Группировка стран по площади территории и
численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и
формы государственного режима. Типология стран по уровню
социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического
развития развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные
политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых
Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как
евразийской страны
|
2
|
Практическое занятие № 1: Составление систематизирующей
таблицы «Государственный строй стран мира»
|
2
|
Тема 1.2 География
мировых природных ресурсов
|
Cодержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
|
Природные ресурсы в
развитии человечества. Индустриализация и природопользование. Возрастание
антропогенного давления на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и
будущие возможные последствия. Учение о ноосфере — В. И. Вернадский.
Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных
районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот
арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере
России, Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира.
Освоение шельфовых акваторий Мирового океана
|
2
|
Мировые природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Роль
природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов,
ресурсообеспеченность. Обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы:
топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные,
водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Климатические ресурсы. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Земельный фонд
мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о
«водном голоде» на планете.
Гидроэнергоресурсы
Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по
природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов
Мирового океана в жизни человечества; марикультура. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Туристско-рекреационные ресурсы. Естественный, антропогенный,
культурный ландшафты. Связь природных и экономических ресурсов. Человек как
связующее звено между природными и экономическими ресурсами.
Понятие о ресурсообеспеченности
Ресурсообеспеченность стран мира. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами
— нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др.
|
2
|
Проблемы взаимодействия общества и
природы. Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия
географической науки. Взаимодействие человеческого общества и природной среды
на современном этапе. Понятия «природа», «географическая среда», «окружающая
среда». Географический фатализм, географический нигилизм. Качественно новый этап отношений: природа –
общество. Проблема и угрозы истощения природных ресурсов.
Различные типы природопользования.
Геоэкологические проблемы. Основы рационального природопользования. Понятие
устойчивого развития. Цели устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития
Ресурсосберегающая, малоотходная
и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности
России в развитии прогрессивных технологий. Ресурсообеспеченность и экономика
региона
|
2
|
Практическое занятие №
2: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору).
|
2
|
Практическое занятие № 3: Выявление и обозначение регионов с
неблагоприятной экологической ситуацией
|
2
|
Тема 1.3 География
населения мира
|
Содержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
|
Численность населения мира. Качество жизни населения. Современная
демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее
населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения,
обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой
смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
|
2
|
Трудовые ресурсы и занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное население.
Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах
мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Средняя
плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их
основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация,
рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах
мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Особенности
демографической ситуации регионов РФ
|
География культуры. Сущность культуры
и многообразие её определений. Характеристики культуры как региональные
(географические) индикаторы. Ландшафт и культура. Климат и образ жизни.
Этническая мозаика и география культуры. Богатство и разнообразие мировой
культуры. Всемирное культурное и природное наследие, место России в нём.
География религий. Взаимосвязь
культур и религий. Территориальное распространение христианства, ислама,
буддизма, крупных национальных религий.
Современные цивилизации.
Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада и
цивилизации Востока.
Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур.
Глокализация. Вклад России в мировую культуру. Этнографические, религиозные и
социокультурные особенности населения регионов РФ
|
2
|
Практическое занятие №
4: Анализ особенностей расселения населения в различных странах и
регионах (особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная
оценка качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций
народов и др.)
|
2
|
Практическое занятие № 5: Составление сравнительной оценки
трудовых ресурсов стран и регионов мира
|
2
|
Тема 1.4 Мировое хозяйство
|
Содержание учебного материала
|
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК
07
|
1. Современные особенности развития
мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировая
экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое
разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-
технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности
развития мирового хозяйства. Функциональная структура экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые,
индустриальные, постиндустриальные. «Центр-периферическая система мирового
хозяйства». Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы»
бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа;
новые индустриальные страны; страны внешнеориентированного развития
Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная
интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой
экономике. Исторические этапы развития мирового промышленного производства.
Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития.
Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые»
города.
|
2
|
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Первичный
сектор. Общая характеристика, состав отраслей, география размещения
центров, значение в экономике отдельных стран
Добывающие
отрасли. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Электроэнергетика мира. Географические особенности развития
мировой электроэнергетики
Сельское хозяйство. Сельское
хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное
производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный
комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка
Вторичный сектор. Общая характеристика, состав отраслей, география размещения
центров, значение в экономике отдельных стран
Топливно-энергетический
комплекс мира. Топливный баланс мира. Рост производства различных видов
топлива. Чёрная и цветная металлургия.
Современное развитие чёрной металлургии мира. Металлургические базы мира.
Географические особенности развития цветной металлургии мира. Факторы
размещения заводов цветной металлургии
Машиностроение.
Развитие машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
Химическая промышленность.
Лесоперерабатывающая и лёгкая промышленность.
Географические
особенности развития химической, лесоперерабатывающей и лёгкой промышленности
Третичный сектор. Общая
характеристика, состав отраслей, география размещения центров, значение в
экономике отдельных стран
Транспортный комплекс. Транспортный
комплекс и его современная структура. Географические особенности развития
различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые
порты и аэропорты. Связь и ее современные виды
Современные особенности международной
торговли товарами. Основные направления международной торговли товарами и
факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию стран и
регионов мира
Сфера услуг. Развитие сферы услуг в
регионах РФ. Информационная, банковская, консалтинговая и научная деятельность.
Здравоохранение. Туризм
Четвертичный сектор. Общая характеристика, состав отраслей,
география размещения центров, значение в экономике отдельных стран
|
4
|
3.Глобализация и локализация в мировой
экономике. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной специализации стран и регионов мира. Экономическая интеграция в
современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в
экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические,
научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных
экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и
структура. Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики.
Место России в глобальной экономике (место регионов РФ в экономике России и
мира)
|
2
|
Практическое занятие № 6:
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных
сил.
|
2
|
Практическое
занятие № 7: Определение хозяйственной специализации стран и регионов
мира.
|
2
|
Практическое занятие № 8: Определение
и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха.
|
2
|
Практическое занятие № 9: Размещение
профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира
|
2
|
Контрольная работа
|
2
|
|
Итого
1 семестр:
теоретическое
обучение
практические
занятия
|
42
22
20
|
|
Раздел 2. Региональная
характеристика мира
|
32
|
|
Тема 2.1 Зарубежная
Европа
|
Cодержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
|
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его политической
карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения.
Хозяйство стран Зарубежной Европы.
Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава
промышленности. Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы.
Уровень развития транспорта и туризма в Европе
|
1
|
Практическое занятие № 10: Составление сравнительной
экономико-географической характеристики двух стран Европы.
|
1
|
Самостоятельная работа
Германия
и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития.
Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
|
2
|
Тема
2.2 Зарубежная Азия
|
Содержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
|
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства
|
1
|
Япония как ведущая страна Зарубежной
Азии. Условия её формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
её территориальная структура
Китай как ведущая страна Зарубежной Азии.
Условия его формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и его
территориальная структура
|
1
|
Практическое занятия №
11: Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии
|
1
|
Самостоятельная работа
Индия
как ведущая страна Зарубежной Азии.
Условия её формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и её
территориальная структура
Страны
Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия его формирования и развития.
Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и его территориальная структура
|
2
|
Тема
2.3 Африка
|
Содержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК
03
|
Место и роль Африки в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его политической
карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности
хозяйства стран Африки. Особенности развития субрегионов Африки.
Экономическая отсталость материка.
|
1
|
Самостоятельная работа
- Характеристика
политико-географического положения страны Африки. Его изменение во
времени.
- Причины
экономических и политических проблем африканских стран. Кейс-стади:
Зимбабве и земельная реформа, Тунис, Египет, Ливия и последствия
«арабской весны», Южный Судан, Сенегал, Сомали и др.
|
2
|
Тема 2.4 Северная
Америка
|
Содержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК
03
|
Место и роль Северной Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства.
|
2
|
США. Природные ресурсы и хозяйство США. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы. Население США.
Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США
|
Самостоятельная работа
Канада.
Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы Канады
|
2
|
Тема 2.5 Латинская
Америка
|
Содержание
учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК
03
|
Место и роль Латинской Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли
международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
|
1
|
Практическое занятие № 13: Составление сравнительной
экономико-географической характеристики двух стран Северной и Латинской
Америки
|
1
|
Самостоятельная работа
Бразилия
и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
их территориальная структура
|
2
|
Тема 2.6 Австралия
и Океания
|
Содержание
учебного материала
|
|
ОК 01
ОК 02
ОК
03
|
Место и
роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
|
1
|
Практическое занятие № 14:
Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи
Австралийского Союза, объяснение полученного результата
|
1
|
Тема 2.7
Россия в современном мире
|
Cодержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК
03
|
Россия в окружающем мире.
Географическое положение России. Природно-ресурсный потенциал России и его
экономическое значение. Климатические условия и агроклиматические ресурсы
России: значение в экономике и территориальная дифференциация. Малые народы и
их среда проживания.
|
2
|
Практическое занятие № 15: Оценка
современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда.
Практическое занятие № 16:
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами
России
|
2
2
|
Самостоятельная работа
Россия
на политической карте мира.
Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения
России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа
социально-экономического развития. Ее участие в международной торговле
товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности
территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
|
4
|
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
|
4
|
|
Тема 3.1 Классификация глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и
проекты.
|
Cодержание учебного материала
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
|
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы. Глобальные процессы
и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления
глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности —
естественно-научных и общественных.
Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества. Геоэкология — фокус глобальных проблем
человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов
Земли. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль
России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных
глобальных проблем (на примере регионов РФ).
|
2
|
Самостоятельная работа
Необходимость переоценки человечеством
некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и
культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем
человечества.
|
2
|
Профессионально-ориентированное
содержание (прикладной модуль)
|
Раздел 4. Географический практикум
|
24
|
|
Тема 4.1 Методы исследований в
экономической и социальной географии
|
Содержание
учебного материала
Страноведческая
характеристика.
Методика
оценки в социально-экономической географии:
Методы
оценки ЭГП района как фактора социально-экономического развития территории
(отношение к ближним дальним соседям, транспортным путям, источникам сырья и
энергии, потребителям продукции); методы оценки природно-ресурсного потенциала
района, социологические методы исследований, историко-географические методы в
социально-экономической географии, методы паспортизации объектов инфраструктуры,
методы составления баз данных экономических объектов, методы изучения
географии населения и расселения (размещение населения территории района,
факторы, влияющие на изменение численности населения, состав населения,
геодемографическая обстановка, занятость и безработица населения); методы
изучения туристических ресурсов территории.
Методы
проектирования в выбранной отрасли (согласно осваиваемой профессии).
Особенности выстраивания производственной цепочки. Принципы размещения
предприятия отрасли (согласно осваиваемой профессии)
|
4
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06.
ОК 07
ПК 1.2
ПК
2.1
|
Практическое
занятие. Составления базы данных ресурсов территории (выбор опирается на осваиваемую
специальность)
|
2
|
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06.
ОК
07
ПК 1.2
ПК
2.1
|
Практическое
занятие. Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала территории.
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Азии
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Северной
Америке
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской
Америке
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Австралии
и Океании
|
2
|
Практическое
занятие. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в России
|
2
|
Практическое
занятие. Проектирование туристских и экскурсионных маршрутов в районе
проведения практики с учетом региональных и ведомственных программ развития
туризма
|
2
|
Консультация. Подготовка к экзамену.
|
2
|
|
Промежуточная
аттестация в форме экзамена
|
4
|
|
Итого
2 семестр:
теоретическое
обучение
практические
занятия
самостоятельная
работа
консультации
|
66
16
28
16
2
|
|
Всего:
|
108
часов
|
|